Русский язык знать надо.
Его не любят изучать в школах дети — потому что они не понимают, как можно говорить на одном
языке, а учиться совершенно другому.
Для них тема причастий и деепричастий, например, сложная — потому что уши сворачиваются в
трубочку, когда слышишь «правильно оформленный, выданный в милиции и вовремя
предъявленный документ может являться основанием для чего-то там»… можно же сократить
до смысла и сказать по-человечески, можно?
Сами слова «причастие» и «деепричастие» для многих — кара небесная, равно как и остальные
определения. При этом на письме мы их употребляем, и употребляем повсеместно.
В нас вбили, втолкали на уровень условного рефлекса: если можешь написать витиевато —
напиши витиевато.
Сам смысл устной речи — передать сообщение.
Передать его так, чтобы собеседник понял.
На первый план выходят интонация, пауза, ритм, даже жест, которым мы подчеркиваем мысль;
даже если этой мысли и нет, сам жест становится намеком на её возможность.
В устной речи возникают ошибки, оговорки, сознательная игра словами — и все это показывает
человека, который за речью стоит.
Письменная речь в корне иная.
Она рождает текст.
А латинское слово textus значит «сплетенье», даже «ткань», в конце концов «связное изложение».
Это переплетение текстовых формул, только вместе рождающих смысл высказывания.
Не передача готовой информации — а зарождение новой мысли.
Граница между письменной и устной речью прозрачна, но для многих почти непреодолима.
В социальных сетях мы не пользуемся высоким стилем.
Мы не пользуемся при письме письменной речью, как бы странно это не звучало. Если вы
хочешь, чтобы тебя читали — тебе надо пользоваться УСТНОЙ РЕЧЬЮ В ТЕКСТЕ.
Но при этом:
— соблюдать правила русского языка
— придерживаться стройной логики рассказа
— обращаться с каждым словом, как с лучшим другом — и точно знать каждое из слов. В лицо, по
значению, правилам употребления и по смыслу (к этому я подойду еще чуть позже….)
— сокращать и упрощать письменную речь, зарождать мысли и смыслы — но делать все это с
помощью устной, ежедневной речи.
А теперь к самому интересному для многих — про мат.
(господи, я надеюсь, меня не читают дети!)
Давай условимся, если ты читаешь этот урок дальше – значит, тебе есть 18 лет, можно пить,
убивать людей (в армии), жениться—выходить замуж … и ты не падаешь в обморок от мата.
Потому что дальше будет именно про него, родимого.
Мы материмся — это не отнять.
Мы материмся лет с 12-13, а то и раньше.
Родители учили нас не ругаться, жизнь научила в итоге не ругаться при родителях и при детях …
но мат — одна из важных форм устной речи.
В зависимости от нашего уровня развития мы можем использовать мат вместо связующих слов,
вместо запятых, для усиления фразы или для указания количества эмоций. И в жизни эти ситуации
переплетаются.
То есть — внимание — в большинстве своем мы используем мат вместо усложнения предложений
и для высказывания силы эмоций. Не орнамент в виде оборотов письменной речи — а огранка
матом.
Когда мы видим, что кто-то постоянно ругается матом, вставляет его к месту или не к месту … у
нас возникает ощущение, что нас обманули. Предали. Даже если смысл хорош – к нему не
продраться, как сквозь сотни оборотов высокого стиля или заросли терновника.
А грамотно употреблять мат — нас не учили, в «Правилах хорошего тона» явный пробел — они там
вообще не рассматриваются.
И зря.
Мат придает речи предельную ясность и выразительность.
Он вызывает у слушателя прилив энергии и бодрости.
Он, ко всему, и целебный источник. Известно немало случаев, когда мат поднимал с постели
тяжело и неизлечимо больных людей и сразу ставил в ряды здоровых. А когда человека
разбивает паралич или инсульт – первые слова потом … тадам … обычно именно матные.
Поэтому предлагаю не спорить, а сразу читать дальше. Мат нужен речи, как цемент раствору.
Конечно, передозировка скрепляющего элемента сильно снижает качество — поэтому стоит
дважды подумать перед тем, как добавлять мат в текст.
Культурные люди матерятся.
Да!
матерятся!
Культурный человек никогда не станет материться про себя — только вслух. Пусть даже находится
он в безлюдной пустыне, тайге или на необитаемом острове.
Крепкие выражения должны быть ясными по смыслу.
Делать из русского мата китайскую грамоту недопустимо.
Бытует мнение, что многие матерные слова использовали славяне-язычники в своих обрядах и
ритуалах для защиты от злых сил. Запрет на мат появился вместе на Руси вместе с церковью (без
обид, ладно?)
Вообще в христианстве материться – это грех. Но мат успел настолько проникнуть во все слои
населения, что принятые меры были абсолютно неэффективными.
Королев когда-то писал: «Мат есть публичное оскорбление сакральных запретов»
К слову, несколько древних значений слова
БЛЯДЬ — «неправда, враньё, ложь; клевета; обман, вздор, ошибка; ересь; пустая болтовня» и т.д.
а вот, например,
БЛЯДИАДА — чрезвычайно бестолковая, запутанная ситуация, — жуткая морока
БЛЯХОМУДИЯ — группа, компания, сообщество, коллектив мелких, несерьёзных,
малозначительных, пустых, не стоящих внимания, неавторитетных, презренных людей — сброд,
шваль (как частность: о политической партии)
ВЫБЛЯДОВАЛ (-ла; -ть) — человек чего-то добился, достиг, что — то получил, действуя моральносомнительными, предосудительными методами: подхалимством, лестью, выклянчивая,
унижаясь, пресмыкаясь, обманывая, занимаясь интригами, донося, предавая, — действуя весьма
низко, непорядочно, подло
ВЫЕБОН — действие / акт поведения по понятию выёбывается. О внешнем виде вещей /
предметов: весьма необычный, нестандартный, сложный, хитрый, навороченный узор, рисунок,
внешние детали (оформление чего-то): Привезли сегодня хлеб нового сорта, — весь с какими-то
выебонами (слишком необычный рисунок вмятинами на поверхности буханки)
Запомни — посылать куда следует, следует только как следует, четко и ясно. Тогда ты никого не
оскорбишь, не обидишь, и с тобой будет приятно общаться окружающим.
Сильно много ругаться — категорически нельзя.
А вот заменять матные слова похожими по звучанию — можно.
И да, правы те, кто говорят — ежели ты используешь в устной речи мат, так используй его в
постах.
Если нет — не надо, это будет выглядеть неестественно, поскольку практики у тебя нету никакой,
чувства мата тоже нет, а пользование матом — это искусство.
Одно из самых древних в русском языке.
Важные моменты:
1. мат снимает напряжение. И физическое, и эмоциональное.
2. мат указывает на переполняющие эмоции, с которыми вы не можете справиться — он
разряжает атмосферу.
3. мат воспринимается всеми без исключения людьми. Всеми. Но в разумных пределах.
4. если ты не материшься в жизни — не используй мат в текстах. Будет выглядеть глупо и
кустарно.
5. используй только те слова, значение которых тебе достоверно известно!
6. одного-двух матных слов в длинном эмоциональном посте достаточно — тогда они будут
усиливать то, что ты хочешь сказать.
7. если тебе некомфортно — значит ты делаешь неправильно.
8. не забывай тот особенно важный момент, что твои тексты будут жить без тебя. И их
увидят совершенно разные люди.
9. оберегай мат от низкопробности и пошлости, не засоряй его словами иностранного
происхождения.
10. если встречаются мальчик и девочка, то мальчику первому материться не следует. Как
сложившийся или будущий джентльмен, он обязан это право предоставить юной леди.
Когда же общаются две девочки, то первой, разумеется, матерится та, у которой
воспитание лучше.
11. некоторые полагают, что, употребляя мат, можно быть развязным, забывать о хороших
манерах. Глубоко ошибочное мнение. Много из-за него народу пало на поле брани.
12. мы материмся обычно только рядом с теми людьми, которых хорошо знаем, и которые
знают нас. Поэтому если в тексте у тебя проскакивают матные слова — читатель сразу
мысленно вписывает вас в разряд «своих». Это про лайфхаки небольшие.
Если ты общаешься в сети — предупреди собеседников о том, что материшься. Если их это
смущает — они попросят не ругаться. На твоей личной странице возможно общаться так, как тебе
хочется. Если ты подаешь рекламу — мата стоит избегать.
Есть моменты, когда употребление мата — единственно возможный способ передать силу фразы
или эмоции. А есть обычный ровный текст, который не подходит для ругани.
И мат — это тоже русский язык. Его тоже надо знать и любить. И уважать.
_____________________________________________
Я ж говорила, что будет много и сложно?)))
Задание номер 3:
нет, не про мат.
Про принципы.
Кто-то, вон, из принципа не матерится. Зато может пнуть щеночка.
Написать свои принципы, по которым ты живёшь — применяя все, что уложилось за последние
дни урока. И пусть этих принципов будет не меньше 10 – тебе ж не 5 лет?)))