Итак, первый день текстпромта был посвящен одному из основных моментов текста в сети —
упрощению. И на нем запоролась без малого треть участников.
Попробуем?
Лидерство простых форм
Мы всегда недооцениваем простые слова и выражения.
Всегда.
Нам кажется, что, если что-то слишком просто — оно просто и дается и внимания не стоит.
Но на самом деле, наше подсознание усваивает только простые формы.
Каким бы не было ваше образование, каким бы огромным словарным запасом у тебя не был —
тебе надо говорить так, чтобы тебя понимали те, кто менее развит и кто не может увидеть то, о
чем ты пишешь. По любому ряду причин не может — физически, морально, эмоционально….
Есть замечательная фраза о том, что «когнитивный резонанс — удел людей, понимающих значение
этих слов». Эта фраза верна во всем, и не только в своем прямом значении. Люди понимают не
то, что ты хочешь до них донести — они понимают то, что могут понять. Не надо зажимать
собственный словарный запас — но любые малопонятные слова должны быть поданы так, чтобы
они были понятны даже человеку, с конкретной сферой не связанному. Каждый из нас владеет
пассивным запасом слов размером с озеро, но пользуется активным запасом малюсеньким, как
прудик.
Хорошая новость в том, что блоггерство расширяет активный словарный запас.
Блоггер (боже, как пошлость, но это самое подходящее слово, правда) видит, слышит,
записывает.
Превращает увиденное в слова.
В том, чтобы показать словами то, что происходит вокруг — большая сила. Я как-то слышала
историю про девочку, которая увидела слепого мальчика. Спросила у мамы, и мама ответила, что
мальчик ничего не видит. Тогда девочка подошла к ребенку, села рядом с ним, закрыла глаза и
начала описывать то, что происходило вокруг — чтобы мальчик «увидел» всё её словами.
В тексте это называется «голос автора».
Голос — это сумма всех усилий писателя по созданию иллюзии, что автор говорит с читателем
прямо со страницы.
Когда мы читаем легкие и простые слова — нам не приходится долго думать над смыслом.
И они воспринимаются сознанием легче. Раз уж у нас речь именно о текстах, имей ввиду — текстами
удержать человека с каждым годом становится все сложнее (хотя бы по той причине, что
младшее поколение больше привыкло к визуальному приему информации). Когда мы смотрим
видео — информация воспринимается сразу несколькими каналами восприятия.
Когда читаем текст — внешне мы воспринимаем его только глазами. Почему внешне? потому что
у каждого из нас внутри сидит внутренний чтец. И этот внутренний чтец почти внутренним
голосом вещает, тьфу, зачитывает нам то, на что смотрят глаза.
И если ему читать сложно — возникает сопротивление, и информация не усваивается.
Поэтому в любом случае, если ты только не пишешь научные статьи, пиши так, чтобы любое твое
предложение можно было проговорить на выдохе, без перевода дыхания. Если читателю
придется сделать вдох посреди предложения — он запнется и сознание расфокусируется. Легкий
вдох можно сделать на запятой или тире — но лучше сокращать предложения, раз уж мы пишем в
соцсети — тут народ уж больно ленивый.
Не больше 12 слов в предложении — в идеале.
Не больше 3-4х слогов в слове.
Не больше 5-6 предложений в абзаце — иначе сознание у неподготовленного читателя
размывается.
Это правило очень простое, правда?
Конечно, оно работает не всегда. Разумеется, ему мало кто следует. Невозможно
постоянно считать количество слов. В первом предложении их пять? И во втором —
тоже пять… Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся
монотонными. Смотри, что с ними происходит. Такое письмо очень быстро надоедает.
Они звучат, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.
Теперь послушай.
Я изменяю длину предложения, и меняю твое восприятие.
Текст говорит.
У него приятный ритм, мелодика, гармония.
Я использую короткие фразы.
И использую фразы средней длины.
А иногда, когда уверена, что читатель отдохнул, я могу выдать длинный эпос,
наполненный смыслами и волнениями, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со
звуками, которые говорят: послушай, это что—то важное!
…Потом снова чуть—чуть. Короткие слова. Емкие смыслы. Легкие, отточенные
движения — мазки на сознании читателя. Чуть обрамить рисунок, который уже есть в
голове.
____________________________________
Пиши, комбинируя длинные, средние и короткие предложения. Создавай звуки, приятные для
слуха читателя. Не записывай просто слова. Говори с читателем. Помни, твой текст будет прочтен
самым требовательным из критиков — внутренним голосом. Он идет из подсознания, поэтому
чувствует больше. Обращайся к чувствам — и вас услышат.
Ты с читателем – один на один.
Попробуй прочитать текст вслух.
Ну то есть не «попробуй». Зачитывай любой свой текст вслух. Каждый раз. Перед тем, как нажать
кнопку «опубликовать» — прочитай его. Можно кому—нибудь. Детям. Собаке. Рыбкам в
аквариуме или картине на стене.
Или себе, разницы никакой.
С выражением прочитай. Как будто в первый раз его видишь. Как будто написано не тобой, и ты
вообще не знаешь тему, которая там раскрыта. Если все проговорилось гладко, если тема
действительно понятна и читается легко — можешь публиковать. Это делается, чтобы услышать
голос, чтобы настроить его.
______________________
я обещала давать задания.
Задание номер 1:
Возьми любой сложный для восприятия текст (можно узконаправленный, можно из твоей
профессиональной сферы) — и напиши его так, чтобы было не просто понятно — чтобы читатель
увидел, что ты хочешь ему сказать.
Пример того, что надо взять и того, что должно получиться (взяла его из старой книги, чтобы
было понятно, что это не я сама только что придумала — перестать множить сущности):
1.
«Чтобы отвести слишком частые обязательные к исполнению законопроекты, не
учитывающие местные расходы и налогооблагаемую базу, комиссия предлагает, чтобы
общенациональные интересы были очевидны в каждом поступающем предложении, и
чтобы штат частично компенсировал расходы на введение закона и полностью
компенсировал в том случае, если речь идет о компенсациях рабочим, условиях труда и
пособиях».
2.
«Правительство штата сидит в Нью-Йорке и часто издает законы, где говорит местным
властям что делать. У таких законов есть название — указы штата.
Во многих случаях эти законы одинаково полезны для всех… Но их осуществление
влетает на местах в копеечку.
Слишком часто штат не учитывает возможности местного бюджета и не считает, на
сколько придется раскошелиться налогоплательщикам. В такой ситуации мы выступаем с
предложением и просим штат помочь осуществить некоторые из так называемых
«указов».»
Текст может быть любой длины, но начинать сразу с учебника по атомной физике я бы не
рекомендовала. Пробуй, упрощай — это интересно.
Прочитай текст вслух. На самом деле. Не шепотом, не про себя … скорее всего, про тебя там
ничего не написано … вслух прочитай.
А потом выложи у себя на стене (да, это важно, на самом деле важно. Потому что, если потом ты
после прочтения этой инструкции придешь ко мне и скажешь, что ни хера ничего не сработало и
я тут просто так развлекалась, а после всех твоих стараний результата так и нет, я даже смотреть
не буду, если у тебя на стене один за одним не будет 15 постов-выполненных заданий с пометкой
#текстпромт). Можно объяснить, что это переделка сложного текста, можно указать
первоисточник — и спросить у друзей и подписчиков мнения, как получилось.
Удачи!