Второй краеугольный камень маркетинга

Привет. Это Саша Пармар и второй краеугольный камень маркетинга, а именно – написание текстов.

Почему именно тексты, при чем тут маркетинг и зачем я так уверена в том, что без этих знаний вы не сможете построить ни качественный отдел маркетинга, ни весь бизнес, любого размера?

Небольшое лирическое отступление – сразу, чтобы потом не было непоняток. Эра контента началась давно. И он набирает обороты всего по одной причине. Качественный, полезный, вовлекающий и личный контент — это то, чего хотят люди. Не потребители, не клиенты, не подписчики, а люди.

Поскольку всю первую часть (инструкция по ЦА) я пыталась объяснить, что мы работаем именно с людьми, а не с гипотетическими подписчиками или потребителями, не потенциальными или реальными клиентами – и именно с людьми, мы просто примем это за аксиому и будем двигаться дальше именно с точки окончания первой инструкции. Мы определили, что именно, где, когда, кому и как мы будем продавать. Мы знаем, кто наши люди.

И эти люди проводят время в соц. сетях, листают газеты или книги, читают инструкции и убивают время, изучая статьи на новостных порталах или тематических форумах. А еще – тщательно изучают перед заказом то, что могут изучить о компании, у которой хотят что-то купить, и людях, её представляющих.

Теперь наша задача этих людей зацепить за живое, без вранья, кривых ужимок, притягивания за уши фактов и плюсов и всего вот этого. Что для этого используется? Правильно, контент.

Я не буду сейчас ни слова, вот буквально — ни слова рассказывать про речь устную, выступления на широкую публику, аудио и видео рекламу и то, что нам сейчас не надо. Мы для начала будем про тексты, из которых составляются устные речи на широкую публику, аудио рекламы и пишутся сценарии для видео 😉

И, наверное, коли мы уже такие друзья, что понимаем друг друга с полуслова и вам тоже кажется диким такое длиннющее вступление, а еще у нас за плечами практически хирургическая операция по вскрытию целевой аудитории, мы же уже почти родня, да? можно, наверное, уже перейти на «ты»?

Надеюсь, это не обидит и не покоробит. Потому что я все равно собьюсь где-нибудь в тексте, давай считать, что мне уже можно?
А сейчас – все внимание на экран, на следующих двух страницах я покажу тебе, как живут те, кто живет текстом, а не просто текстом работает… …Итак, мы живем в мире социальных сетей.

В нем можно всё — можно показывать, какие тебе подарили цветуечки или куда вы семьей летали на отпуск; можно показывать, какое счастье — быть родителями или похудеть на сушке; можно работать, продвигать компании, продавать товары или услуги и демонстрировать свои работы, показывая их фотографиями, снимая видео, или записывая лонгриды-отчеты. Можно всё.

И если в пору становления интернета самыми яркими были те, кто первым натянул маску идеального, суперского, крутого, самогосамого и всё вот это, сегодня классными становятся те, кто первый эти маски снимает.

Те, кто признает свою неидеальность, нестандартность или неприглядность, кто раздевается перед читателями так, словно танцует качественный стриптиз — стриптиз, который все не заканчивается, и каждый снятый слой ткани вроде обнажает чуть больше, но хочется еще и еще. Те, кто вызывает зависимость.

И это касается всех сфер бизнеса, а не только продажи услуг одинокого специалиста!

У меня в жизни случился как-то давно интересный персонаж, который пытался меня раздеть. Не буквально. Морально. С ним было интересно, с ним было ярко и сочно — он меня не осуждал. Ему тоже было интересно, сочно и хотелось продолжения. Я уже позже поняла, что этот процесс обоюдосторонний и затягивающий. Но то в жизни, когда в глаза человеку смотришь.

В сети невозможно посмотреть в глаза друг другу. Только тому, что мы показываем.  Мы переселили свои личности в интернет, как во всемирную жопу, повесили занавесочки и живем. Прямо тут. Прямо сейчас.

И твои люди – тоже здесь, за своими занавесочками, жалюзями, закрытыми дверьми и скролящейся со скоростью полтора поста в секунду в сторону ужина жизнью. Те, кто выкладывает фоточки в альбомчики «я и бал» — как легкая газировка, лимонадик, мелкий бассейн-лягушатник.

Те, кто делится своими бесами — густое вино, которое не каждый распробует, но если уж случится …. Марианская впадина, в которую и спускаться — страшно, и далеко уже не уйти, потому один раз получилось увидеть то, что другие не дают. Потому что тут зависимость почище героиновой.

Сексуальность XXI века: практически социальный эксгибиционизм.
Мы раздеваемся перед тобой.
Слой за слоем.
День за днем.
Тебя это притягивает.
Нас — заставляет продолжать.
Мы разговариваем с тобой – и с собой.
Герой не может быть идеальным.
Мы растем сами.
Преодолеваем свой стыд и решаем свои проблемы — на виду. Обнажаемся, чтобы снять напряжение и найти решение своих проблем, чтобы победить страхи, отшлифоваться и стать теми, кем мы можем стать.

Ты хочешь знать, как сделать так, чтобы тебя хотели?
Все просто — начни раздеваться.
Не буквально же.
Морально.
…ручаюсь, ты узнаешь о себе и своих близких очень много нового…
…и давай уже переходить дальше, к самому текстпромту?)
Романтику войны придумывают люди, которые на войне ни разу не были. А те, кто был и выжил — те поддакивают, чтобы было не так стыдно.

Романтику маркетинга придумывают люди, которые никогда маркетингом не занимались. Они просто решили, что раз уж мы теперь можем зарабатывать и миллионерствовать на чем угодно — так слово «маркетинг» ни чем не хуже любого другого слова для «стань богатым- счастливым работай-три-часа-в-день-делегируй-бизнес-без-регистрации-и-смс».

Романтику написания текстов придумали те, кто никогда не залезал на глубину и не нырял к сути. Составлять буквы в слова легко, большинство из нас умеет это делать достаточно интересно и приятно слуху. Составлять слова в предложения сложнее, но тоже многие справляются. Составлять предложения в осмысленные тексты, которые хочется читать как книгу и о которых хочется спорить, потому что они цепляют самые глубины — сложно. Если знать, как это делается.

Если не знать – легко 😉 Но получается от случая к случаю. А нам же надо, чтобы получалось не по случаю, а по желанию!

В текстпромте мы вызывали по заданию нужные эмоции у читателей. И сами разбирали, какими способами и словами можно подвести читателя к совершенно конкретным чувствам. На практике разбирали. Я писала тексты, вывешивала их одновременно с заданием — и участники текстпромта в «прямом эфире» видели, кого и что цепануло — и раскладывали по составляющим. А потом сами писали, и у них получалось офигенно.

В этой инструкции я не буду писать ничего про грамотность или законы копирайтинга. И про то, и про другое написаны сотни книг, некоторые – даже специально, чтобы по ним учились, так что изобретать велосипед я не буду. Бессмысленное это занятие, с велосипедом.

Мы будем подходить к текстам с точки зрения психологии читателя. Потому что тексты — они про психологию, точно также, как весь маркетинг. Потому что вне зависимости от того, кто их читает, вне зависимости от того, кем они написаны — всегда есть определенные закономерности и нюансы. И всегда есть слова и выражения, которые на всех без исключения людей действуют одинаково. Так, как надо.

Я говорила об этом в трехдневнике по партизанскому маркетингу и повторю снова — есть вещи, которые изначально воспринимаются подсознанием и в сознание не проталкиваются. Часть из них передается на уровне ощущений, минуя мозг. Если излагать абсолютно условно, к таким вещам относятся простые наречия и краткие прилагательные.

Например, если я размышляю о том, что «встречаю новый год расслабленно, почти нежно, без тревог и абсолютно доверяя миру» — каждый воспримет фразу по-своему, но все прочитают её именно так, как мне надо. И у каждого будет свой аналог расслабленности и нежности — но он будет.

Если я скажу простое слово «стол» — то все представят себе стол. У кого-то он будет большой обеденный, у кого-то низкий журнальный, у кого-то — письменный или компьютерный. Но в подсознании всплывет именно стол. Значит, результата я добилась. И я добавлю, что стол мой — и это не вызовет отторжения, и мой стол будет у всех разным. Твоим, на самом деле.

А вот стоит мне добавить некоторое количество определений или попросить покрасить стол в синий цвет мысленно / застелить скатертью / представить его мраморным и т.д. — мозг взбунтуется. Ему надо будет решать задачу, а он ленивый и не хочет … …и вот, внезапно, твой, почти уже родной стол превращается в чей-то. Прямо у тебя в сознании.

Было ваше, стало наше. И ты — внезапно — перестаешь быть хозяином своим мыслям. Чувствуешь, как в твои мозги кто-то пытается проникнуть и сделать там всё иначе. И становится неуютно и неуверенно в своей же голове. На долю секунды, но неуютно. Слегка, но неправильно.

Поэтому да, тексты — они про психологию и про маркетинг. Про то, как написать так, чтобы между твоим желанием что-то сообщить и тем, что реально собеседник воспринял — не встал десяток вариантов возникновения непонимания и сопротивления.
Когда писать короткие посты, а когда — длинные?
Как поговорить с незнакомым человеком так, чтобы он доверился — с первого раза, тьфу, текста? Какими словами общаться с бабушками во дворе и почему большие дядечки любят маленьких собак?
Как не отписаться от себя после всего вот этого? Это будет ни хрена не просто, не надейся.
И я вообще не уверена, что ты дочитаешь до конца… Но дальше тянуть нельзя. Погнали.

УРОК ПЕРВЫЙ. УПРОЩАЙ

УРОК ВТОРОЙ. НАЧАЛО ПОСТА (НЕ ВЕЛИКОГО)

УРОК ТРЕТИЙ. «ТИПУН НА ВАШ ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. НЕ ИДЕАЛИЗИРУЙ. И НЕ БОЙСЯ

УРОК ПЯТЫЙ. ВОВЛЕЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ.

УРОК ШЕСТОЙ. РАСШЕВЕЛИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ

УРОК СЕДЬМОЙ. ВОЛШЕБСТВО. ДА-ДА. ОНО САМОЕ.

УРОК ВОСЕМЬ. А ТЕПЕРЬ – РЕАЛЬНО ВОЛШЕБСТВО

УРОК ДЕВЯТЫЙ. ПЕРЕДЫШКА

УРОК ДЕСЯТЫЙ. ПРАВИЛА.

УРОК ОДИНАДЦАТЫЙ. БЕЗУМСТВО.

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ. ПРО ВАШИХ И НАШИХ.

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ. ПРО БИЗНЕС.

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. ХАЙП.

УРОК ПЯТНАДЦАТЫЙ. ПРО МИГРЕНЬ.