УРОК ВТОРОЙ. НАЧАЛО ПОСТА (НЕ ВЕЛИКОГО)

Почему у нас не получается писать коротко?
(спросила Саша и накатала Войну и Мир)
Потому, что письменная речь всегда отличается от устной.
А мы про этом всегда забываем. В устной речи мы используем множество лишних слов — от разных
«короче», «эти», «блять» и до банального мычания и эканья.
Зато в письме показываем, какие мы оригинальные и словоохотливые.
Это внутреннее противопоставление звука слову — портит текст.
Мы тяготеем к длинным предложениям.
Нам кажется, что так мы выглядим умнее, эрудированнее, интеллигентнее… Но на самом деле —
просто выставляем этим барьеры читателю. Это в нас сидит со школы, когда надо было написать
сочинение на три листа — и, если случилось уложиться в два — остальное надо было разбавлять
разной водой. Учительница все равно дочитает. Еще и оценку увеличит — за старание. Здесь, во
взрослой жизни, в интернете, всё иначе.
Семьвосемь секунд максимум сосредоточения на незнакомом контенте (и то под
настроение. Иногда первого предложения хватает для принятия решения, будем
читать дальше, или нуегонах).
И за это время тебе надо попасть словами так, чтобы человеку захотелось читать дальше.
То есть в самую боль попасть, о чем бы ни шла речь — пишешь ты полезняк для сайта или
рассказываешь, как у младшего ребятеныша на попе прыщ выскочил.
Дай читателю крючок, за который он зацепится.
Крючок, который создаст в мозгу эмоцию «это интересно», а не эмоцию «facepalm».
Я закончила прошлый урок на том, что тексты надо зачитывать вслух и максимально упрощать.
Очень прошу, умоляю, взываю ко всему, что в тебе может отозваться — не забывай, блеать,
перечитывать тексты и именно голосом перечитывать. При чем перечитывать их так, как будто
ты не знаешь, что там такое написано. Как будто это твой глаз чей-то чужой пост в новостной
ленте зацепил случайно, пока весь остальной организм на скорости полтора экрана в секунду
скролил твою жизнь в сторону ужина.
Как будто ты — это не ты вовсе.
Сегодня речь пойдет про другое — как писать посты так, чтобы их хотелось разворачивать и читать.
Поэтому начнем с тех же самых школьных сочинений.
Когда-то очень давно (ну, у некоторых, может, и недавно, я по себе сужу) в школе нас просили
составить план, по которому мы будем рассказывать. У всех он был разной длины в разные
моменты жизни (да, я все еще про план), но в нем точно были заголовок, вступление, про которое
никто не знал, что там вообще писать, середина и выводы. И вот эти обязательные пункты нам
нужны.
Да, в посте.
Да, даже в самом коротком.
Да, даже в том, в котором ты ничего не продаешь — потому что ты продаешь себя, всегда, в любой
момент своей тексто-жизни.
Причем заголовок — это тизер, красная тряпка, лакмусовая бумажка, которая даст понять
читателю, стоит дальше затрудняться, или можно прокрутить дальше.
Заголовки для ежедневных вещей, тьфу, постов:
«Я вчера побывала в аду» — дальше описание похода с ребенком на новогоднее
представление.
«7 лет назад я убила своего мужа» — описание знакомства.
«Сексуальность XXI века: хотеть человека, потому что у него классный контент» — без
комментариев, как говорится — секс продает всегда
«Пссс, парень. Не хочешь очередной диванной психотерапии? Знаю, что не хочешь, а
придется.» — вроде и понятно сразу всё, а все равно — хочется хоть глазом глянуть.
«Один мой знакомый любил ссылаться на Библию.» — интересно же, что там дальше?
«Так. Официальное объявление.» — официальное объявление — это серьезно и повзрослому. Это надо прочитать, оно у нас в крови.
«Я обожаю писать околофеминистические посты. Ну вопервых, это красиво.
А вовторых, отзывы на них – это всегда праздник.» — тут сразу понятно, что отзывов тоже
ждут… ну или как минимум надо крутануть вниз, чтобы эти самые отзывы позыркать.
«У меня есть проблема.» -люди очень любят читать о чужих проблемах. Их прям хлебом
не корми, дай на чужое страдание глаз положить. Или покласть, у кого как получится.
«В аэропортах я всегда немножечко еду крышей.» — читай выше — чужие проблемы,
скорость съезжания крыш и все вот это — манна небесная и читать-читать.
«Так не бывает» … ну понятное дело, тут же сразу надо выяснить, как именно не бывает и
почему.
Еще и поспорить, если получится.
Что объединяет все эти заголовки?
неоднозначность
незаконченность
неидеальность
(сплошные «не», но что поделать)
краткость предложений. Да, предложений может быть-три, но они должны быть
короткими. Чтоб в мозг проскочить на ходу, не застревая.
Если мы говорим о написании поста в ВК, то после заголовка стоит сделать отступ в одну строку,
а потом добавить что-то, что заставит нашего читателя раскрыть и прочитать пост полностью.
…Тут надо сделать почти лирическое отступление. Я крайне люблю Одонату. Она ругается, она
матерится, она пишет про секс и не стесняется употребления непечатных (да, в текстпромте был
полный вариант, но кто тебя знает, какого ты пола и возраста, так что совсем лишнее я уберу) …
но читать написанное — одно удовольствие.
«Я не могу сказать, что просветления обходят меня стороной и инсайты мне не знакомы. Не,
бывает и на нашей улице праздник, случается и мне удариться головой в нужную сторону. Дело
вот только в том, что путь к истине у меня пролегает почемуто исключительно через *****.
В отпуске мне попалась прекрасная книжка про е**ю, из которой я случайно узнала, как жить. И
ничего нового про е**ю.»
дальше — или открывай и читай, или не читай, как хочешь…
«У меня есть проблема. Я окончила журфак. И кроме очевидных проблем с социализацией и
возвращением к реальной жизни, которые приносит любое гуманитарное образование, у меня
есть еще одна. У меня еще и друзья пиарщики.
И звонит мне такая Федорова. Между прочим, нормально же общались. И говорит:»
а что говорит — оно под катом, ВКшка скрывает в полумраке.
Этим, на самом деле, мало кто заморачивается осознанно.
А зря, потому что вот это оно, которое после заголовка и перед всем остальным — и есть то
вступление, по которому читатель будет решать — отрывать пост или нет.
Пример из моей группы:
[на правах рекламы меня, любимой]
…а тем временем абонемент на весь 2018 можно купить еще только 3 дня.
8 человек уже решились, и мы все точно знаем, кто будет первым получать от меня информацию
и на кого я буду в работе ориентироваться в наступившем году (ну, чьи проекты мы качать
будем активно весь год).
ой, а вы будто не поняли так сразу, да?
— остальное либо читаем, либо крутим дальше.
Есть очень важный момент в написании вступления.
Его читают по диагонали. И если взгляд упирается на легкие и доступные слова — пост открывают
и читают дальше.
Я перед новым годом вывесила на стену картинку, в которой попросила назвать три первых
попавшихся на глаза слова.

Из 39 проголосовавших 11 увидели слово «дерзость».
Пятеро решили, что им светит «достаток»; многие разглядели «свободу».
Свобода стояла в первом ряду и была первым читаемым словом.
Дерзость — третья строчка, справа.
Достаток — последнее слово в таблице.
А, да, еще взгляд цеплялся за слово «счастье» — оно ровно по центру было.
Мы читаем сверху вниз и слева направо, взгляд скользит либо буквой F, либо буквой Z.
Именно по этим направлениям во вступлении должны быть «случайно» разбросаны словалокомотивы, которые заставят читателя прочитать дальше.
(а я вроде говорила, что никакой романтики в написании текстов нет, правда? Ну так вот – я
предупреждала, а за развенчанные мифы ответственность теперь несу постольку-поскольку)
Нам только кажется, что мы охватываем взглядом всё.
На самом деле мы цепляемся глазами за легкие слова, расположенные в нужных местах.
И картинка составляется за доли секунды, минуя сознание.
Нет, я сейчас не умничаю, я реально то самое существо, у которого есть объяснение
соотношению местоположения слов во вступлении в ВК к читаемости постов.
В Инсте, кстати, проще. Там вообще только заголовок поместится.
Двигаемся дальше?
На сегодня чуть-чуть осталось.
Середина — само наше «сочинение». Это то, что ты имеешь сказать людям. Она может состоять из
одного-двух абзацев, но именно ими тебе надо дать читателю ощущение удовлетворенности — он
не зря старался и разворачивал пост, да еще и мучился, его читавши.
И окончание, которое должно … всё перевернуть)
Например, в продающих постах мы зачастую пишем «реквизиты — вот здесь, подписывайтесь» и
так далее. Что я написала в продающем посте про абонемент?
«Ну и да — по правилам инфобизнеса я за подписку должна дать полезняк.
Поэтому подписку автоматическую я, разумеется, не сделала.»
Оно легко читается, оно заходит в мозг плавно.
И конечно, остается легкая нота умиления.
Можно зафиналить пост открытым вопросом, на который человек начнет отвечать — хотя бы у
себя в голове. Можно оставить недосказанным или перенести финал в следующую историю,
сделав целый сериал ….
Вот этой умилительной ноте я сегодня закончу, пожалуй. (как там? вывод — это то место в тексте,
где вы устали писать).
Задание номер 2:
Попробуй написать пост таким образом, чтобы использовать знания сегодняшнего дня.
Лайфхак — посмотреть, как пост будет смотреться и какая часть скроется, можно, сделав пост
отложенным хотя бы на полчаса.
Тему укажу, чтобы тебе не мучиться: она про детство, откуда пошли сочинения, внутренние
установки и любимая нашими мамами фраза «не высовывайся», повторяемая вовсе не про окно.
Продолжите фразу «В детстве я был очень необычным ребенком…»
Ответь на вопрос, что было самым(и?) любимым(и?) занятием(ями?) в детстве.
Ещё до того, как твои родители начали давать «правильные» установки, что «в театре на
хлеб не заработаешь» или «рисовать — это несерьёзно».
Напиши три вещи, которые тебя реально увлекали в детстве.
Заголовок можно указать свой.