УРОК ТРЕТИЙ. «ТИПУН НА ВАШ ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ»

Русский язык знать надо.
Его не любят изучать в школах дети — потому что они не понимают, как можно говорить на одном
языке, а учиться совершенно другому.
Для них тема причастий и деепричастий, например, сложная — потому что уши сворачиваются в
трубочку, когда слышишь «правильно оформленный, выданный в милиции и вовремя
предъявленный документ может являться основанием для чего-то там»… можно же сократить
до смысла и сказать по-человечески, можно?
Сами слова «причастие» и «деепричастие» для многих — кара небесная, равно как и остальные
определения. При этом на письме мы их употребляем, и употребляем повсеместно.
В нас вбили, втолкали на уровень условного рефлекса: если можешь написать витиевато
напиши витиевато.
Сам смысл устной речи — передать сообщение.
Передать его так, чтобы собеседник понял.
На первый план выходят интонация, пауза, ритм, даже жест, которым мы подчеркиваем мысль;
даже если этой мысли и нет, сам жест становится намеком на её возможность.
В устной речи возникают ошибки, оговорки, сознательная игра словами — и все это показывает
человека, который за речью стоит.
Письменная речь в корне иная.
Она рождает текст.
А латинское слово textus значит «сплетенье», даже «ткань», в конце концов «связное изложение».
Это переплетение текстовых формул, только вместе рождающих смысл высказывания.
Не передача готовой информации — а зарождение новой мысли.
Граница между письменной и устной речью прозрачна, но для многих почти непреодолима.
В социальных сетях мы не пользуемся высоким стилем.
Мы не пользуемся при письме письменной речью, как бы странно это не звучало. Если вы
хочешь, чтобы тебя читали тебе надо пользоваться УСТНОЙ РЕЧЬЮ В ТЕКСТЕ.
Но при этом:
— соблюдать правила русского языка
— придерживаться стройной логики рассказа
— обращаться с каждым словом, как с лучшим другом — и точно знать каждое из слов. В лицо, по
значению, правилам употребления и по смыслу (к этому я подойду еще чуть позже….)
— сокращать и упрощать письменную речь, зарождать мысли и смыслы — но делать все это с
помощью устной, ежедневной речи.
А теперь к самому интересному для многих про мат.
(господи, я надеюсь, меня не читают дети!)
Давай условимся, если ты читаешь этот урок дальше – значит, тебе есть 18 лет, можно пить,
убивать людей (в армии), женитьсявыходить замуж … и ты не падаешь в обморок от мата.
Потому что дальше будет именно про него, родимого.
Мы материмся — это не отнять.
Мы материмся лет с 12-13, а то и раньше.
Родители учили нас не ругаться, жизнь научила в итоге не ругаться при родителях и при детях …
но мат — одна из важных форм устной речи.
В зависимости от нашего уровня развития мы можем использовать мат вместо связующих слов,
вместо запятых, для усиления фразы или для указания количества эмоций. И в жизни эти ситуации
переплетаются.
То есть внимание в большинстве своем мы используем мат вместо усложнения предложений
и для высказывания силы эмоций. Не орнамент в виде оборотов письменной речи а огранка
матом.
Когда мы видим, что кто-то постоянно ругается матом, вставляет его к месту или не к месту … у
нас возникает ощущение, что нас обманули. Предали. Даже если смысл хорош – к нему не
продраться, как сквозь сотни оборотов высокого стиля или заросли терновника.
А грамотно употреблять мат — нас не учили, в «Правилах хорошего тона» явный пробел — они там
вообще не рассматриваются.
И зря.
Мат придает речи предельную ясность и выразительность.
Он вызывает у слушателя прилив энергии и бодрости.
Он, ко всему, и целебный источник. Известно немало случаев, когда мат поднимал с постели
тяжело и неизлечимо больных людей и сразу ставил в ряды здоровых. А когда человека
разбивает паралич или инсульт – первые слова потом … тадам … обычно именно матные.
Поэтому предлагаю не спорить, а сразу читать дальше. Мат нужен речи, как цемент раствору.
Конечно, передозировка скрепляющего элемента сильно снижает качество — поэтому стоит
дважды подумать перед тем, как добавлять мат в текст.
Культурные люди матерятся.
Да!
матерятся!
Культурный человек никогда не станет материться про себя — только вслух. Пусть даже находится
он в безлюдной пустыне, тайге или на необитаемом острове.
Крепкие выражения должны быть ясными по смыслу.
Делать из русского мата китайскую грамоту недопустимо.
Бытует мнение, что многие матерные слова использовали славяне-язычники в своих обрядах и
ритуалах для защиты от злых сил. Запрет на мат появился вместе на Руси вместе с церковью (без
обид, ладно?)
Вообще в христианстве материться – это грех. Но мат успел настолько проникнуть во все слои
населения, что принятые меры были абсолютно неэффективными.
Королев когда-то писал: «Мат есть публичное оскорбление сакральных запретов»
К слову, несколько древних значений слова
БЛЯДЬ — «неправда, враньё, ложь; клевета; обман, вздор, ошибка; ересь; пустая болтовня» и т.д.
а вот, например,
БЛЯДИАДА — чрезвычайно бестолковая, запутанная ситуация, — жуткая морока
БЛЯХОМУДИЯ — группа, компания, сообщество, коллектив мелких, несерьёзных,
малозначительных, пустых, не стоящих внимания, неавторитетных, презренных людей — сброд,
шваль (как частность: о политической партии)
ВЫБЛЯДОВАЛ (-ла; -ть) — человек чего-то добился, достиг, что — то получил, действуя моральносомнительными, предосудительными методами: подхалимством, лестью, выклянчивая,
унижаясь, пресмыкаясь, обманывая, занимаясь интригами, донося, предавая, — действуя весьма
низко, непорядочно, подло
ВЫЕБОН — действие / акт поведения по понятию выёбывается. О внешнем виде вещей /
предметов: весьма необычный, нестандартный, сложный, хитрый, навороченный узор, рисунок,
внешние детали (оформление чего-то): Привезли сегодня хлеб нового сорта, — весь с какими-то
выебонами (слишком необычный рисунок вмятинами на поверхности буханки)
Запомни посылать куда следует, следует только как следует, четко и ясно. Тогда ты никого не
оскорбишь, не обидишь, и с тобой будет приятно общаться окружающим.
Сильно много ругаться — категорически нельзя.
А вот заменять матные слова похожими по звучанию — можно.
И да, правы те, кто говорят ежели ты используешь в устной речи мат, так используй его в
постах.
Если нет не надо, это будет выглядеть неестественно, поскольку практики у тебя нету никакой,
чувства мата тоже нет, а пользование матом это искусство.
Одно из самых древних в русском языке.
Важные моменты:
1. мат снимает напряжение. И физическое, и эмоциональное.
2. мат указывает на переполняющие эмоции, с которыми вы не можете справиться — он
разряжает атмосферу.
3. мат воспринимается всеми без исключения людьми. Всеми. Но в разумных пределах.
4. если ты не материшься в жизни — не используй мат в текстах. Будет выглядеть глупо и
кустарно.
5. используй только те слова, значение которых тебе достоверно известно!
6. одного-двух матных слов в длинном эмоциональном посте достаточно — тогда они будут
усиливать то, что ты хочешь сказать.
7. если тебе некомфортно — значит ты делаешь неправильно.
8. не забывай тот особенно важный момент, что твои тексты будут жить без тебя. И их
увидят совершенно разные люди.
9. оберегай мат от низкопробности и пошлости, не засоряй его словами иностранного
происхождения.
10. если встречаются мальчик и девочка, то мальчику первому материться не следует. Как
сложившийся или будущий джентльмен, он обязан это право предоставить юной леди.
Когда же общаются две девочки, то первой, разумеется, матерится та, у которой
воспитание лучше.
11. некоторые полагают, что, употребляя мат, можно быть развязным, забывать о хороших
манерах. Глубоко ошибочное мнение. Много из-за него народу пало на поле брани.
12. мы материмся обычно только рядом с теми людьми, которых хорошо знаем, и которые
знают нас. Поэтому если в тексте у тебя проскакивают матные слова — читатель сразу
мысленно вписывает вас в разряд «своих». Это про лайфхаки небольшие.
Если ты общаешься в сети — предупреди собеседников о том, что материшься. Если их это
смущает — они попросят не ругаться. На твоей личной странице возможно общаться так, как тебе
хочется. Если ты подаешь рекламу — мата стоит избегать.
Есть моменты, когда употребление мата — единственно возможный способ передать силу фразы
или эмоции. А есть обычный ровный текст, который не подходит для ругани.
И мат — это тоже русский язык. Его тоже надо знать и любить. И уважать.
_____________________________________________
Я ж говорила, что будет много и сложно?)))
Задание номер 3:
нет, не про мат.
Про принципы.
Кто-то, вон, из принципа не матерится. Зато может пнуть щеночка.
Написать свои принципы, по которым ты живёшь применяя все, что уложилось за последние
дни урока. И пусть этих принципов будет не меньше 10 – тебе ж не 5 лет?)))