УРОК ПЕРВЫЙ. УПРОЩАЙ

Итак, первый день текстпромта был посвящен одному из основных моментов текста в сети —
упрощению. И на нем запоролась без малого треть участников.
Попробуем?
Лидерство простых форм
Мы всегда недооцениваем простые слова и выражения.
Всегда.
Нам кажется, что, если что-то слишком просто — оно просто и дается и внимания не стоит.
Но на самом деле, наше подсознание усваивает только простые формы.
Каким бы не было ваше образование, каким бы огромным словарным запасом у тебя не был —
тебе надо говорить так, чтобы тебя понимали те, кто менее развит и кто не может увидеть то, о
чем ты пишешь. По любому ряду причин не может — физически, морально, эмоционально….
Есть замечательная фраза о том, что «когнитивный резонанс — удел людей, понимающих значение
этих слов». Эта фраза верна во всем, и не только в своем прямом значении. Люди понимают не
то, что ты хочешь до них донести они понимают то, что могут понять. Не надо зажимать
собственный словарный запас — но любые малопонятные слова должны быть поданы так, чтобы
они были понятны даже человеку, с конкретной сферой не связанному. Каждый из нас владеет
пассивным запасом слов размером с озеро, но пользуется активным запасом малюсеньким, как
прудик.
Хорошая новость в том, что блоггерство расширяет активный словарный запас.
Блоггер (боже, как пошлость, но это самое подходящее слово, правда) видит, слышит,
записывает.
Превращает увиденное в слова.
В том, чтобы показать словами то, что происходит вокруг большая сила. Я как-то слышала
историю про девочку, которая увидела слепого мальчика. Спросила у мамы, и мама ответила, что
мальчик ничего не видит. Тогда девочка подошла к ребенку, села рядом с ним, закрыла глаза и
начала описывать то, что происходило вокруг — чтобы мальчик «увидел» всё её словами.

В тексте это называется «голос автора».
Голос — это сумма всех усилий писателя по созданию иллюзии, что автор говорит с читателем
прямо со страницы.
Когда мы читаем легкие и простые слова нам не приходится долго думать над смыслом.

И они воспринимаются сознанием легче. Раз уж у нас речь именно о текстах, имей ввиду — текстами
удержать человека с каждым годом становится все сложнее (хотя бы по той причине, что
младшее поколение больше привыкло к визуальному приему информации). Когда мы смотрим
видео — информация воспринимается сразу несколькими каналами восприятия.
Когда читаем текст — внешне мы воспринимаем его только глазами. Почему внешне? потому что
у каждого из нас внутри сидит внутренний чтец. И этот внутренний чтец почти внутренним
голосом вещает, тьфу, зачитывает нам то, на что смотрят глаза.
И если ему читать сложно возникает сопротивление, и информация не усваивается.
Поэтому в любом случае, если ты только не пишешь научные статьи, пиши так, чтобы любое твое
предложение можно было проговорить на выдохе, без перевода дыхания. Если читателю
придется сделать вдох посреди предложения — он запнется и сознание расфокусируется. Легкий
вдох можно сделать на запятой или тире — но лучше сокращать предложения, раз уж мы пишем в
соцсети — тут народ уж больно ленивый.
Не больше 12 слов в предложении — в идеале.
Не больше 3-4х слогов в слове.
Не больше 5-6 предложений в абзаце — иначе сознание у неподготовленного читателя
размывается.
Это правило очень простое, правда?
Конечно, оно работает не всегда. Разумеется, ему мало кто следует. Невозможно
постоянно считать количество слов. В первом предложении их пять? И во втором
тоже пять… Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся
монотонными. Смотри, что с ними происходит. Такое письмо очень быстро надоедает.
Они звучат, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.
Теперь послушай.
Я изменяю длину предложения, и меняю твое восприятие.
Текст говорит.
У него приятный ритм, мелодика, гармония.
Я использую короткие фразы.
И использую фразы средней длины.
А иногда, когда уверена, что читатель отдохнул, я могу выдать длинный эпос,
наполненный смыслами и волнениями, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со
звуками, которые говорят: послушай, это чтото важное!
…Потом снова чутьчуть. Короткие слова. Емкие смыслы. Легкие, отточенные
движения мазки на сознании читателя. Чуть обрамить рисунок, который уже есть в
голове.
____________________________________
Пиши, комбинируя длинные, средние и короткие предложения. Создавай звуки, приятные для
слуха читателя. Не записывай просто слова. Говори с читателем. Помни, твой текст будет прочтен
самым требовательным из критиков — внутренним голосом. Он идет из подсознания, поэтому
чувствует больше. Обращайся к чувствам — и вас услышат.
Ты с читателем – один на один.
Попробуй прочитать текст вслух.
Ну то есть не «попробуй». Зачитывай любой свой текст вслух. Каждый раз. Перед тем, как нажать
кнопку «опубликовать» прочитай его. Можно комунибудь. Детям. Собаке. Рыбкам в
аквариуме или картине на стене.
Или себе, разницы никакой.
С выражением прочитай. Как будто в первый раз его видишь. Как будто написано не тобой, и ты
вообще не знаешь тему, которая там раскрыта. Если все проговорилось гладко, если тема
действительно понятна и читается легко можешь публиковать. Это делается, чтобы услышать
голос, чтобы настроить его.
______________________
я обещала давать задания.
Задание номер 1:
Возьми любой сложный для восприятия текст (можно узконаправленный, можно из твоей
профессиональной сферы) — и напиши его так, чтобы было не просто понятно — чтобы читатель
увидел, что ты хочешь ему сказать.
Пример того, что надо взять и того, что должно получиться (взяла его из старой книги, чтобы
было понятно, что это не я сама только что придумала — перестать множить сущности):
1.
«Чтобы отвести слишком частые обязательные к исполнению законопроекты, не
учитывающие местные расходы и налогооблагаемую базу, комиссия предлагает, чтобы
общенациональные интересы были очевидны в каждом поступающем предложении, и
чтобы штат частично компенсировал расходы на введение закона и полностью
компенсировал в том случае, если речь идет о компенсациях рабочим, условиях труда и
пособиях».
2.
«Правительство штата сидит в Нью-Йорке и часто издает законы, где говорит местным
властям что делать. У таких законов есть название — указы штата.
Во многих случаях эти законы одинаково полезны для всех… Но их осуществление
влетает на местах в копеечку.
Слишком часто штат не учитывает возможности местного бюджета и не считает, на
сколько придется раскошелиться налогоплательщикам. В такой ситуации мы выступаем с
предложением и просим штат помочь осуществить некоторые из так называемых
«указов».»
Текст может быть любой длины, но начинать сразу с учебника по атомной физике я бы не
рекомендовала. Пробуй, упрощай — это интересно.
Прочитай текст вслух. На самом деле. Не шепотом, не про себя … скорее всего, про тебя там
ничего не написано … вслух прочитай.
А потом выложи у себя на стене (да, это важно, на самом деле важно. Потому что, если потом ты
после прочтения этой инструкции придешь ко мне и скажешь, что ни хера ничего не сработало и
я тут просто так развлекалась, а после всех твоих стараний результата так и нет, я даже смотреть
не буду, если у тебя на стене один за одним не будет 15 постов-выполненных заданий с пометкой
#текстпромт). Можно объяснить, что это переделка сложного текста, можно указать
первоисточник — и спросить у друзей и подписчиков мнения, как получилось.
Удачи!