УРОК ОДИНАДЦАТЫЙ. БЕЗУМСТВО.

На протяжении всего прошедшего времени я пыталась раскачать тебя так, чтобы стало понятно
и тебе, и другим — отныне ты автор — своей жизни, своей стены в соцсети, своих текстов и мыслей.
А автор должен быть слегка безумен. Если мы не одержимы нашей темой, нашей историей,
нашими мыслями (хотя бы в момент написания) — то нуихнах такие мысли и истории.
Поэтому очень важно, кстати, любить то, что ты делаешь — потому что, если ты не горишь своим
делом, если тебе противны твои смыслы, если ты не можешь заставить себя начать рассказывать
о том, что тебя окружает — значит сначала надо поменять всё вот это и найти источник
вдохновения (нет)… жизнь свою тогда меня надо. И не впрягаться в написание текстов на
длинные дистанции. В любом случае, написанный неидеальным образом текст намного лучше,
чем ненаписанный вовсе. Текст всегда можно отшлифовать — главное, чтобы было что именно
шлифовать.
А вот по поводу шлифовки я хочу поговорить отдельно.
Тебе надо завести блокнот.
И записывать в этот блокнот хотя бы осколки мыслей.
Если ты хочешь писать в соцсетях так, чтобы тебя читали, придется потрудиться.
Потому что тут мало просто уметь хорошо писать.
Тебе надо сделать придумывание коротких и броских текстов в диапазоне от одного слова до
поста смыслом своей жизни (а кто обещал, что будет легко?). То есть хранить в голове
бесконечные мемы (откладывая те, которые не подходят, те, которые не актуальны, те, что не
проходят по контексту и т.д.), перерабатывать эти мемы, а еще — подслушанные в жизни фразы и
истории и превращать их в собственные яркие сценки и минисценарии. Тебе необходимо стать
танком, который разбуди посреди ночи и он легко и спокойно, не напрягаясь, выдаст легкий
текст на нескольких уровнях понимания, для разных аудиторий и еще и музычку к нему
насвистит.
Это чемто напоминает работу стендапкомика: всем кажется, что он мастер
импровизации… а у него отработаны и мимика, и жесты, и заготовлены и подвешены
на кончик языка сотни фраз, подходящих по случаю. Так и с текстами за коротким
постом может стоять многочасовая работа с несколько раз переписанной изначальной
заготовкой.
Твой пост может быть коротким. И даже очень коротким. И даже ультракоротким. Саша
Мощенских недавно изобразила своим подписчикам пост в виде одной точки 😉 Но, если
говорить кроме шуток, пост — это в идеале сверхконцентрированное высказывание.
Каждое новое предложение должно содержать резкий поворот сюжета, или добавлять,
очерчивать штрихами то, что ты имеешь донести.
Люди мыслят шаблонами и стереотипами.
Мы всегда ждем, что герой сейчас поведет себя предсказуемо, что ситуация будет развиваться
так, как нам понятно.
Поэтому каждый раз, когда ты переворачиваешь и ломаешь систему — считай, всаживаешь в
своего читателя крючок любопытства.
Пост из нескольких предложений должен быть таким же путешествием из пункта А в пункт Б, как
знаменитое путешествие из Петербурга в Москву.
Просто этот путь сильно короче.
И читателю придется преодолеть его за несколько секунд или минут.
Однако ж это не отменяет того факта, что все повороты сюжета и читательского
понимания/ожидания от прочитанного должны быть на месте.
Короткий урок. И длинное задание номер 11:
Напиши короткий и ёмкий текст.
Максимум 10 предложений. Коротких, емких, режущих и живых. Глубоких. Так, чтобы пост не
разворачивался — то есть чтобы контакт отобразил его целиком. Тему выбери самостоятельно, ты
знаешь, как их искать.
Прикрепи к нему тематическую картинку. И музыку, музыку — в тему (разумеется, это для
облегчения восприятия — не справишься словами, добавишь изображение и звук. Справишься
словами — картинка внимание читателей привлечет)
Удачи. Я верю в тебя. Ты можешь.
(постскриптум. Чтобы написать такой пост, надо сначала придумать, о чем. Потому написать
много, а потом срезать всё лишнее. Ну, я по крайней мере так всегда делаю)
А поскольку этого явно мало и слишком просто, вот тебе добавка к заданию. Небольшое
уточнение, как его надо выполнить.
Составление плана сочинения
Основная задача плана – структурировать будущее сочинение, которое должно как бы заранее
просматриваться в пунктах плана и тем самым готовить читателя к правильному восприятию
текста. Это не составит труда для автора, который, приступая к написанию сочинения,
представляет себе, о чем и как будет писать. Но стратегия и последовательность действий не
помешают в любом случае. Поэтому, начиная работу над планом сочинения, постарайтесь
построить ее по такому алгоритму:
1. В первую очередь четко определи и сформулируй тему сочинения, ведь именно от нее ты
будешь отталкиваться в его написании.
2. Озаглавь план сочинения. В подавляющем большинстве случаев заголовки сочинения и
его плана совпадают.
3. Нумеруй пункты плана, согласно его структуры. Ориентируйся в основном на три базовые
части: вступление, основную часть и выводы. В зависимости от объема и сложности
сочинения, каждую из этих частей ты можешь разбить на подпункты. Но вступление и
выводы дробить не обязательно, а вот основную часть действительно желательно
развернуть и выделить в ней как минимум два-три более подробных подчиненных части.
В случае с коротким постом у нас наш план будет … как-бы… ну сам по себе будет являться
сочинением.
4. Сделать первый шаг в составлении сочинения поможет понимание его цели. После того,
как ты себе ответишь на вопрос, какие цели преследует сочинение, его план
выкристаллизуется практически сам собой.
5. Лучше (и проще) всего при составлении плана использовать тезисы в качестве заголовков
пунктов и подпунктов. А поскольку тезисы – это сжатые формулировки идей, то таким
образом ты убьешь сразу двух зайцев. Каждое новое предложение должно содержать
резкий поворот сюжета, или добавлять, очерчивать штрихами то, что ты имеешь
донести. Каждое новое предложение = пункт плана.
6. Ориентируйся в первую очередь на собственное понимание: если план кажется
доступным тебе, то, скорее всего, его поймут читатели. Чем четче и понятнее составлен
план – тем легче и успешнее пройдет создание самого сочинения.
7. Для себя ты можешь ориентироваться на условные обозначения пунктов плана, такие как
«Начало», «Середина», «Окончание», но озаглавливать таким образом пункты плана
запрещено. Найди такие предложения, которые будут достаточно лаконичными, но в то
же время передадут суть соответствующей части текста. Если чувствуешь, что базового
«набора» пунктов тебе недостаточно и они не в состоянии передать всю глубину
содержания сочинения, не бойся увеличить количество подпунктов плана и усложнить его
построение.
8. Не перегружай план пунктами, используй только те, которые действительно являются
содержательными и не повторяют соседние части. В противном случае тебе же будет
труднее отличить их друг от друга и сориентироваться в развитии сюжета. Помни, что при
составлении плана сочинения действует золотое правило: лучше меньше, да лучше.
9. Если не знаешь, с чего начать сочинение и его план, задай себе простой вопрос: о чем
будешь говорить с читателем. Ответ, по сути, может содержать в себе идею всего
сочинения. Его лаконичная формулировка может стать прекрасным заголовком текста,
более развернутая – первым пунктом плана, а переформулированная в другом ракурсе –
итоговой частью (выводами).
10. Таким образом, каждый пункт плана сочинения не только может, но и должен отвечать на
собственный вопрос. Это сориентирует тебя как автора, заинтересует читателя и
поможет логично связать между собой все пункты плана, а план – с сочинением.
Да, я только что в 10 пунктах описала твои несколько предложений, как они должны быть.
Представь себе, что ты — сценарист сериала. Сериал начинается не с рождения главного или
второстепенных героев — они приходят в первую серию уже со своим прошлым, с кучей ошибок
за спиной, с правильными или неправильными выводами — со своей историей. Но в первой серии
никогда не показывают ретроспективу жизни героя. Буквально двумя-тремя фразами в диалогах
очерчиваются основные черты. А герои уже в курсе. Они с первой минуты начинают действовать
в рамках своего персонажа и в рамках сюжета, хотя мы пока о них ничего не знаем.
Твоя задача — написать рассказ. Рассказ, в котором пролог, завязка, основное действие и эпилог
будут спрессованы в несколько предложений. Мы разговаривали с тобой про кинестетическое
состояние. Так вот — тебе надо погрузить читателя в историю одним рывком. Одним словом —
времени на расшаркивания у тебя нет.
Вот мой рассказ
Попробуй и ты?