УРОК ДЕСЯТЫЙ. ПРАВИЛА.

Перед тем, как мы пойдем, я должна сказать, а тебе обязательно надо запомнить: каждому
человеку есть, что рассказать. Вот только иногда так получается, что это что-то не совпадает с
желанием автора. Тебе, может, хочется поделиться крутыми вещами из узкой ниши, написать о
массаже, о создании сайтов, о танцах, о копирайтинге – а люди хотят читать про твой опыт
борьбы с собой, про победу над ленью или что тебе лучше зашло – «Екатерина Великая» или
«Игра Престолов».
Потому что написать статью о копирайтинге или массаже можно и прочитав пару десятков книг,
а истории – они у тебя твои, личные. И через эти истории, через эти посты – личные, почти
интимные – твои читатели видят тебя. Ни Васю Пупкина, ни Тему Лебедева, ни Вику Цыганову или
Одонату – тебя. И каждый такой пост – почти что ночь на кухне после гулянки за последней
бутылкой. Когда вас двое, ты – и твой слушатель. И ты раскрываешь душу, и думаешь о вечном, и
размышляешь о том, что самое важное и открывается только когда на кухне двое, а остальные
спят давно и до рассвета еще полчаса.
И надо успеть — и сказать, и услышать.
Я это говорила уже. Но это важно. Очень важно.
Так вот, запомни и не паникуй:
Твоя стена – твои правила. Тебе вовсе не обязательно репостить разные паблики. Это не
характеризует тебя как личность – от слова совсем. Впрочем, твое дело. Еще раз – твоя стена –
твои правила. Ты можешь писать о том, что тебя волнует, можешь рассказать, как прошел твой
день, написать о чем угодно, что в тебе горит – или не писать вообще.
Ты разбираешься не только в том, что случилось пережить именно тебе. То есть речь не
обязательно о личном опыте. Ты разбираешься не только в том, в чем заключается твоя работа.
Ты можешь достаточно глубоко разбираться в окружающем мире, в каких-то феноменах, в том,
что волнует людей, которые на тебя подписываются и которые тебе доверяют. Помни об этом –
вокруг тебя на самом деле есть люди, которым интересна твоя точка зрения.
Кстати о тех, кому интересно тебя читать. Я уже говорила в самом начале – работа с текстом –
это не просто творческий порыв. Это реально работа. И вовсе это не романтично. Так вот – те
люди, которые у тебя в друзьях, которые на тебя подписаны – они к тебе пришли, потому что их
что-то зацепило. И с этим надо работать. То есть иногда надо из раза в раз поднимать темы,
которые зашли, даже если тебя случайно вообще в эту тему занесло. Люди читают не потому, что
им сильно нравится читать. Культура чтения у нас в последние годы вообще в сильно
упадническом состоянии. Они скролят ленту, ловят дзен, медитируют после работы и опа –
видят чтото, что привлекает их внимание. Останавливаются. Делают свой взнос – лайкают, или
комментируют, или репостят – и ты, ты, автор – продолжаешь свою работу. Тебе надо лайкнуть
их комментарий, можно зайти на их страницу и посмотреть, что там происходит, лайкнуть пост
(не самый верхний) у посетителя на странице, затянуть их следующим постом и так далее и тому
подобное. Тебе надо работать над текстами … и над тем, что будет после того, как ты нажмешь
кнопку «опубликовать».
Еще одно «кстати». Твоя стена, твой блог, твоя группа – это ты. Это твой персональный бренд. И
клиенты, которые ничего не знают о твой кофейне или твоем массажном салоне, или твоих
курсах – придут на твою страницу, залипнут, поймут, что у них с тобой много общего – и станут
клиентами не потому, что у тебя охуенное УТП. А потому, что ты – это чтото своё и любимое.
Или не станут твоими клиентами – потому что вы расходитесь во всем. Но нужны ли тебе клиенты,
у которых полностью противоположная картина мира, совершенно другое отношения к
обязательствам, другие принципы, зачастую противоположные… точно нужны? (потому что это
твои будущие отрицательные отзывы, такие клиенты). Ты не будешь нравиться всем. Если ты
серьезно хочешь выстроить свой бренд (а мы именно этим занимаемся. Еще не понятно, да?) так,
чтобы тебя любили все – так ты не монетный двор и так не бывает. Правда. Более того, это
абсолютно неэффективный подход. Легко не будет. Но легко и не надо. Я тебе больше скажу – ты
и сейчас нравишься далеко не всем. И многие могут ничего тебе не говорить годами… пока ты
писать не начнешь. А потом – внезапно – близкие люди иногда оказываются не такими уж и
близкими. А совершенно чужие и даже незнакомые до сих пор – самыми родными и сумасшедше
прекрасными.
Никто не любит писать тексты. Почти так же, как читать. А про культуру чтения я уже писала
выше. Еще раз – никто не любит писать тексты. Нет ничего хуже многочасового высиживания в
ожидании вдохновения, полной прокрастинации, изучения «чего там в интернете»,
переключения на другие дела – любые другие дела, лишь бы не садиться за текст … и финального
разочарования от куцых трех-четырех абзаца, в которых разбросаны по итогу фразы без сути и
смысла. Жаль потраченного времени. Какое там писать? Расстройство, депрессия, творческий
кризис, «я не могу работать в таких условиях», «я не могу писать на такую странную тему» и т.д.
и т.п. Никто не любит писать. Но каждый любит рассказывать – надо только правильные вопросы
задавать 😉 когда нас просят о чем-то рассказать, наш мозг начинает отбирать из воспоминаний
самые интересные, чтобы не разочаровать того, кто спросил. Практически без твоего
непосредственного участия твои мозги выбирают самые яркие события – и ты начинаешь
говорить. Так вот. Твои тексты – это вот те яркие пятна. Расслабься, твои мозги сами всё сделают.
Поэтому самый идеальный вариант легких и глубоких текстов – записывать прямо за голосом,
который звучит в твоей голове. Потом уже корректировать, вставлять в нужные места нужные
слова, делать вычитку по диагонали (которую, блеать, практически никто не делает из
участников, а я всё вижу, между прочим). Потом. Сначала – записать за своим мозгом, который
тебе в ответ на получение задания даст ответ.
Говори по делу. За любыми событиями, которые происходит вокруг тебя, вокруг твоих
знакомых, вокруг всего мира, за всеми буквально событиями стоит их истинный смысл. Надо
прямо назвать его, не думая, насколько литературно это будет звучать. Я уже говорила, что
писать литературно – вообще ошибка номер раз. Есть такое слово – нарратив. Оно означает твой
личный, оригинальный способ рассказывать. Сцеплять слова, образы и смыслы в таком порядке,
твоем личном, порядке, а не в каком-то другом (кстати, единственный способ свой нарратив
нащупать – это говорить вслух, но это тсссс, ладно?). Не ходи вокруг на около. Часто в начале
текста мы придумываем заходы подальше, поглубокомысленнее, начинаем издалека … но на
самом деле «не надо так!» Юрий Коваль говорил, что писать надо так, чтобы каждое слово
хотелось поцеловать. Мы с тобой не великие писатели, поэтому сделаем себе скидку – надо
стараться писать так, чтобы хотелось поцеловать хотя бы практически каждое второе
предложение. Это значит, что каждое новое предложение должно или развивать историю, или
работать на более глубокое понимание того, что уже написано.
Называй вещи своими именами (без комментариев)
Итак, всё вот это было вступлением к дальнейшему.
А вот урок будет достаточно простым, понятным, логичным и многим знакомым. И ты наверняка
знаешь, о чем я говорю.
Ты уже знаешь, что самый сильный эффект имеет личное общение с глазу на глаз, поэтому мы в
текстах обращаемся к читателю напрямую. Не к аудитории на “вы”, а к каждому отдельному
читателю. Именно поэтому я с самого начала обращаюсь к тебе на «ты»
И если ты перечитаешь еще раз ВСЁ НАПИСАННОЕ – поймешь, о чем идет речь. И я обращаюсь к
тебе на «ты». Нет, тут нет ничего странного… кроме того маленького нюанса, что в русском
языке обращение к мужчинам и женщинам имеет разные окончания.
… Пара секунд на переваривание информации…
В подавляющем большинстве случаев мужчины, когда описывают какой-либо процесс, пишут в
мужском роде: Вот ты встал, вот ты пошел, вот ты сделал…
Женщины, соответственно, в женском: ты позвонила, ты написала, ты сказала…
А это грустно. Потому что если “мужской текст” прочитает женщина, то ее немножко
покоробит окончание “ты сделал”.
Аналогично с парнями, их взгляд зацепится за “ты должна”.
В этом самом месте теряется эффект личной беседы.
Читатель понимает, что это не про него написано, нет узнавания.
А если написано не про него, нафига это читать? Все, контакт потерян, больше мы не владеем
его вниманием.
Теперь смекаешь?
Я понятия не имею, мужчина ты или женщина, но пишу так, чтобы окончания в тексте тебя не
смущали и воспринимались одинаково независимо от пола.
Прикольно, да?
Поэтому потренируйся выбирать такие формулировки, чтобы при обращении не отсекать
противоположный пол.
Не “Вот ты встал и пошел”, а “Вот ты встаешь и идешь”. Не “Я поставила варится кофе”, а “И вот,
кофе уже варится на плите”
Поначалу непривычно, и может быть придется переписывать все предложение или абзац, но если
ты не хочешь терять половину читателей — лучше этому научиться.
А вот задание… задание я опять дам немного странное.
Задание номер 10:
Расскажи о мужской дискриминации. Да … о мужской. Всё равно, что ты придумаешь рассказать.
Что в тренниках в ресторан не пускают, что сиськи правят миром, что … угодно. Приведи 5(!)
примеров дискриминации. И до самого конца поста не высказывай, серьезно ты относишься к
написанному или нет. А в конце напиши своё мнение – честное. Прикрепи картинку. Можно
шуточную, шириной не меньше 700 пикселей.
…и оставь первый комментарий.