СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ — психологическое понятие, определяющее человека как носителя общественных социальных отношений. Она проявляется индивидуально неповторимым сочетанием таких психологических параметров, как задатки, способности, темперамент, характер, направленность. Личность — продукт конкретных общественно-исторических условий жизни.

ЗАДАТКИ— природные предпосылки развития способностей. Их сутью являются врожденные индивидуально-психологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и органов чувств.

СПОСОБНОСТИ— свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения какой-либо определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью способностей является одаренность.

ТЕМПЕРАМЕНТ— постоянные и устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Основными свойствами темперамента являются: сенситивность, реактивность, темп протекания реакций, эмоциональная возбудимость, пластичность—ригидность, экстравертированность—интровертированность.

Различные сочетания свойств темперамента образуют четыре основных его типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

ХАРАКТЕР— это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе. Свойства характера обнаруживаются в конкретных ситуациях взаимоотношений личности с отдельными людьми, коллективом, обществом, в процессе труда, а также при отношении к вещам. Проявляется он соответствующим поведением.

Характер имеет свою структуру — закономерное сочетание взаимосвязанных и взаимозависимых свойств. Последние проявляются в четырех системах отношений личности: к самому себе, к вещам, к отдельным лицам и коллективу, к труду.

Отдельные свойства структуры характера не равны. Выделяют центральные (стержневые) и зависящие от них, производные. Общими свойствами характера являются: целостность, активность, твердость, устойчивость и пластичность.

Методологически принципиальным является положение о том, что определяющим свойства и структуру характера выступает влияние не биологических, конституционально-наследственных, а общественных, социальных закономерностей. Характер и темперамент находятся в определенной связи.

НАПРАВЛЕННОСТЬ — это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение.
Влечения, желания, интересы и склонности образуют мотивационную сферу. Мотив — сила, побуждающая личность к поступкам и деятельности в целом. Знание мотивов поведения позволяет правильно оценивать человека как личность. Влечения — мотивы, связанные с недостаточным осознанием своих потребностей (к виду деятельности, общению с конкретным человеком, и т. п.). Желания — мотивы, возникающие при осознании личностью возникших возможностей и потребностей. Интересы — мотивы, побуждающие личность направлять свою деятельность к знакомству с предметом, имеющим для нее особенное, осознанное значение (посещение театра, спортивных состязаний, и т. п.). Склонности — направленность личности не только на знакомство с осознанно значимым предметом, как это происходит при интересе, но и на соответствующую предметную деятельность, удовлетворяющую эту потребность (участие в художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, и т. д.).

В процессе взаимодействия с группой личность выступает в различных ролях. РОЛЬ— форма проявления социальной активности личности в условиях конкретной группы. Это шаблон, стереотип специфического поведения личности в конкретной ситуации общения или деятельности. Обязательными условиями ролевого поведения являются: искренность исполнения роли, знание формы и содержания поведенческого стереотипа как личностью, так и группой, в которой роль исполняется. Последнее связано с тем, что исполнение роли должно оправдать и удовлетворить экспектации (ожидания) группы, всех остальных ее членов. Участие личности в группе обусловлено ценностными ориентациями человека, а ролевое поведение — межличностными отношениями. В исполнении роли раскрываются все составные компоненты личности, начиная с задатков и кончая мировоззрением.

В процессе общения личность может использовать маски. МАСКА — поведение личности, при котором создается видимость соответствия ролевого поведения экспектациям группы. В последней поведение личности, определяемое как маска, является неискренним, притворно-показным, соответствующий поведенческий стереотип — формальным и поверхностным. Маска необходима для формального общения. Нередко это связано с общепринятыми ритуалами и церемониалами. Примером может служить поведение воспитанного человека, случайно попавшего на похороны малознакомого человека. Адаптивное поведение личности в обществе обеспечивается использованием не только ролей, но и масок.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники