Гипноанализ («Основы гипнотерапии память» Моисеенко Ю. И)

Метод возрастной регрессии

Этот метод заключается в перенесении пациента в состоянии транса в прошлое, для того чтобы он мог вспомнить подавленное травмирующее воспоминание или аффект. Феномен возрастной регрессии таков, что, вращая стрелки часов назад, переносясь в прошлое, человек действительно ощущает себя помолодевшим или ребенком. Если пациенту внушить, что он вернулся в возраст пяти лет, то он соответствующим образом и будет себя вести: почерк будет каракулями, рисунки — неказистыми, детскими, словарный запас и дикция тоже будут соответствовать возрасту пятилетнего ребенка. Для того чтобы достигнуть качественной возрастной регрессии, может потребоваться достаточно глубокий транс, желательно в сомнамбулической стадии.

Существует еще одна проблема. Если травмирующая ситуация известна, то возрастная регрессия может быть использована для погружения в эти переживания, а затем — для снятия травмы. Если предполагается, что сила психотравмы чрезмерна, то полезно применить диссоциацию. Для этого используется, например, образ кинотеатра. Пациенту внушают, что он сидит в кинотеатре (либо перед телевизором) и смотрит фильм из прошлого об этой психотравме. Для того чтобы ослабить эмоциональное воздействие, можно внушить, что фильм — черно-белый и (или) без звука, или и то и другое. С целью снятия психотравмы применяются различные техники. Например, можно внушить, что видеосюжет психотравмы показывается на экране то вперед, то назад («задом наперед»), с все увеличивающейся скоростью. При многократном «просмотре фильма» о психотравмирующей ситуации происходит так называемая десенсибилизация, то есть эмоции притупляются, краски, образно говоря, блекнут. В случае неврозов исцеляющий эффект может оказать инсайт, заключающийся в полноценном осмыслении взаимосвязи невротических проблем с травмирующим опытом прошлого. Это значит, что пациент «и умом, и сердцем» понял такую взаимосвязь, и такое понимание воспринимается как «озарение». Другой способ работы с травмирующим воспоминанием — заставить в трансе взрослое «Я» пациента встретиться с детским «Я», после чего взрослый должен успокоить ребенка, может быть, приласкать его, потрепать по голове, ответить на вопросы, что-то рассказать, объяснить. Для ребенка очень важно одобрение или разъяснения взрослого.

Существует много методов, которые можно использовать для стимулирования возрастной регрессии в трансе. Например, можно внушить, что пациент видит стрелки и циферблат часов. Стрелки останавливают свой ход, а затем начинают вращаться назад, с все увеличивающейся скоростью. Далее внушается, что время пошло назад и пациент переносится в прошлое до нужного возраста. Можно внушить, что пациент рассматривает семейный фотоальбом, перелистывая его назад, от самых последних фотографий к более старым. Можно просто поставить находящегося в трансе человека перед фактом, провести директивные внушения: «Вам сейчас пять лет. Вы пятилетний мальчик. Ты находишься…» и описать травмирующую ситуацию. Причем, когда регрессия проведена, с пациентом нужно обращаться соответственно его возрасту в гипнозе. В приведенном примере применяется обращение на «ты», можно назвать по имени, так, как звали пациента в детстве. Недирективные техники тоже могут предоставить богатый арсенал способов возрастной регрессии. Например, образ школьной доски, на которой можно писать мелом в трансе, наверняка вызовет школьные воспоминания и приведет к возрастной регрессии.

Во время транса постоянно используется система знаков: при ответе «да» поднимается правый палец или рука, при ответе «нет» — левый палец (рука). Это необходимо для того, чтобы у гипнотерапевта была возможность получить обратную связь, чтобы он имел представление о той работе, которую проделывает пациент.

Итак, проведите индукцию, углубление транса, затем — эго-укрепляющие внушения, погружение в приятные воспоминания («личное прибежище»), после чего можете приступить к внушению возрастной регрессии.

Возрастная регрессия до известного момента психотравмы

«Находясь в приятном состоянии транса, многие люди любят вспоминать свое детство, какие-то приятные моменты… Но иногда всплывают воспоминания о каких-то неприятных моментах, иногда неожиданно… Например, если бы вы представили себе школьную доску, которая висела в классе, где вы учились… То, как она выглядит, как крошится мел, когда вы пишете на этой доске какие-то слова… И вспоминая обстановку в этом классе, ваших сверстников, учителей, вы могли бы почувствовать себя школьником, когда вам семь лет (предполагается, что психотравмирующая ситуация была в возрасте семи лет), вы могли бы почувствовать себя семилетним мальчиком… И вы вновь сможете пережить тот случай, который вас так тогда взволновал, пережить так, словно это происходит наяву еще раз… Вы вспомните все, что связано с этим случаем. Почувствуете то, что чувствовали тогда… Но воспринимать это вы будете с позиции взрослого человека, с позиции человека, имеющего определенный жизненный опыт… Когда вы вернетесь в свое обычное состояние, вы будете помнить все, что ощутили тогда, когда произошел тот случай, но если какие-то воспоминания будут для вас нежелательны, если вы можете с ними не справиться, то вы не будете это помнить и вспомните только тогда, когда будете в состоянии с этим справиться… Как только вы почувствуете это, как только вы почувствуете себя семилетним мальчиком, вы подадите знак: ваш палец на правой руке самопроизвольно поднимется… (Важно учесть, что знак не должен подаваться произвольно, это должна быть идеомоторная реакция, то есть палец должен подняться самопроизвольно. В ожидании такой реакции можно продолжать внушение возрастной регрессии или просто помолчать. Далее я предлагаю вариант с продолжением внушения.) И пока мы ожидаем, когда палец поднимется, и это будет означать, что вы ощутили себя вновь семилетним мальчиком, вы могли бы вспомнить, во что вы были одеты в тот день, какая на вас была обувь… Какая на вас была одета одежда… вы могли бы вспомнить какие-то детали этой одежды, например, как выглядят пуговицы или какова на ощупь ткань… И по мере того, как вы все глубже погружаетесь в этот образ, вы могли бы представить, что стрелки часов на циферблате вращаются назад, вращаются все быстрее, еще быстрее, вот уже они вращаются так быстро, что их не видно, время движется вспять, вы становитесь все моложе и моложе… И когда вы ощутите себя семилетним мальчиком, вы подадите знак: ваш палец самопроизвольно поднимется… вам сейчас семь лет, вы — семилетний мальчик… (Предположим, что в этот момент пациент подал знак.) Хорошо. Вам семь лет, и вы переживаете ту ситуацию, которая вас так взволновала… Внимательно осмотрись: что находится вокруг? Кто присутствует? Какие слышны, звуки, что ты слышишь? Какие чувствуются запахи? Что ты чувствуешь? Что ты делаешь?» Находясь в очень глубоком трансе, пациент может не ответить вам или пытаться ответить, но невнятно. В глубоком трансе научить пациента разговаривать можно, но это требует от него тренировки. Возможно, будет разумным посвятить первые сеансы гипноза приобретению такого навыка (в состоянии транса внушается, что пациент сможет говорить, что в то время как он крепко спит гипнотическим сном, его язык, губы, все то, что участвует в артикуляции, пробуждается от сна). Если же по ряду причин такая тренировка невозможна, то отслеживать реакцию пациента можно по невербальным признакам или использовать идеомоторную систему знаков «да» и «нет». Целью отслеживания обратной связи является определение момента максимального погружения в психотравмирующую ситуацию. На высоте переживаний пациента выводят из этой ситуации-воспоминания, возвращают в настоящее время и внушают спокойствие, контроль над эмоциями; предоставляют возможность забыть ту информацию, с которой пациент может не справиться. «Теперь пусть эта сцена исчезнет из вашей памяти. Вы будете помнить только то, с чем, как вам кажется, вы сможете справиться. Уходят чувства, которые вы только что испытывали, погрузившись в это воспоминание. Уходят эмоции, вы расслабляетесь все больше… вы можете позволить себе расслабиться и испытать спокойствие и умиротворение… вы могли бы мысленно перенестись в то место, которое мы условно называем «личным прибежищем», то место и время, когда вы ощущали себя спокойно, расслабленно, комфортно… Как только вы ощутите полное спокойствие и расслабленность, умиротворение, вы подадите мне знак: самопроизвольно поднимется палец на правой руке… (Идеомоторная реакция возникает со значительной задержкой после вопроса или внушения, обычно эта задержка составляет 10–15 секунд, иногда минуту и больше. Предположим, что вы дождались такого ответа: пациент полностью успокоился. Теперь можно выводить его из транса.) Очень хорошо. Теперь вы полностью расслаб лены, спокойны… И это очень приятное чувство, когда вы расслаблены и спокойны. А сейчас возьмите себе столько времени, сколько вам нужно, чтобы очень комфортно, не очень быстро, вернуться сюда, в этот кабинет… Выйти из транса… Иногда для этого может понадобиться одна или две минуты, иногда немного больше… И многие люди чувствуют себя после этого полными сил, энергичными, голова легкая, настроение хорошее, после пробуждения сохраняются спокойствие и умиротворенность».

Возрастная регрессия — поиск психотравмы в прошлом (аффективный мост)

Если травмирующие воспоминания неизвестны, но предполагается, что таковые вытеснены, подавлены, можно применить технику «аффективного моста». Эта техника заключается в том, что пациента просят в состоянии транса пройти от последней нежелательной эмоциональной реакции к начальной, которая, возможно, произошла в прошлом.

Итак, проведите индукцию, углубление транса, дайте пациенту побыть какое-то время в «личном прибежище». Затем можно приступать к технике вскрытия.

«Сейчас вы находитесь в состоянии транса, это очень приятное состояние… А теперь мысленно перенеситесь в момент испуга, про который вы мне рассказывали. Это произошло вчера. Сейчас вы перенесетесь в прошлое, во вчерашний день, вспомнив во всех подробностях, как это произошло… Как только вы испытаете те эмоции, этот испуг, очутитесь во вчерашнем дне, в этой ситуации, вы подадите мне знак: ваш палец на правой руке самопроизвольно поднимется… Хорошо. Вы находитесь там. Теперь эта сцена исчезает, но остаются чувства, которые вы испытываете. Вы продолжаете чувствовать этот испуг, в точности как это было вчера, но вчерашняя сцена исчезла, остались только эти чувства. И чувствуя это, вы можете начать двигаться в прошлое, в том темпе, в котором это удобно вашему подсознанию. Я не знаю, насколько быстро вы будете продвигаться в прошлое, вслед за своими чувствами… Возможно, что перед вашим внутренним взором будут периодически возникать образы-воспоминания, это те сцены из вашей жизни, когда вы испытывали такие чувства… вы продвигаетесь в прошлое, отстраненно наблюдал за этим процессом, наблюдая, в каком именно темпе, насколько быстро это может происходить… И вы продвигаетесь все дальше в прошлое, к тому моменту, когда эти чувства возникли в первый раз. И как только вы достигнете этого момента, вы подадите мне знак: поднимется указательный палец на правой руке». Далее можно либо дожидаться идеомоторной реакции молча, предупредив заранее, что вы будет молчать в ожидании знака, либо продолжать одобрять дальнейшее продвижение в прошлое: «Хорошо, продолжайте наблюдать за этим продвижением в прошлое, вслед за этими чувствами…» Обычно тот момент, когда пациент достигает воспоминания, ситуации, в которой впервые возникли такие чувства, можно узнать по невербальным признакам: мимике, жестам, восклицаниям. Человек может заплакать, вскрикнуть, лицо может исказить гримаса страха. Как только становится ясно, что травмирующее воспоминание «вскрыто», достигнуто, нужно помочь пациенту вспомнить все подробности, задав вопросы: что вы видите вокруг? кто присутствует? что слышно? какие цвета вокруг? Можно попросить описать ситуацию Вербально или при помощи ответов на вопросы, используя идеомоторные реакции. После этого можно завершить сеанс таким же способом, как и в предыдущем тексте. Для удобства я привожу этот текст еще раз.

«Теперь пусть эта сцена исчезнет из вашей памяти. Вы будете помнить только то, с чем, как вам кажется, вы сможете справиться. Уходят чувства, которые вы только что испытывали, погрузившись в это воспоминание. Уходят эмоции, вы расслабляетесь все больше… вы можете позволить себе расслабиться и испытать спокойствие и умиротворение… вы могли бы мысленно перенестись в то место, которое мы условно называем личным прибежищем, то место и время, когда вы ощущали себя спокойно, расслабленно, комфортно… Как только вы ощутите полное спокойствие и расслабленность, умиротворение, вы подадите мне знак: самопроизвольно поднимется палец на правой руке… (Дождавшись ответа, который означает, что пациент полностью успокоился, можно выводить его из транса.) Очень хорошо. Теперь вы полностью расслаблены, спокойны… И это очень приятное чувство, когда вы расслаблены и спокойны. А сейчас возьмите себе столько времени, сколько вам нужно, чтобы очень комфортно, не очень быстро вернуться сюда, в этот кабинет… Выйти из транса… Иногда для этого может понадобиться две или три минуты, иногда немного больше… И многие люди чувствуют себя после этого полными сил, энергичными, голова легкая, настроение хорошее, после пробуждения сохраняется спокойствие и умиротворенность».

Как уже говорилось, для лечения последствий психотравмы, произошедшей в детстве, может быть очень полезно помочь встретиться взрослому «Я» пациента с его детским «Я», для того чтобы человек с позиции взрослого мог успокоить ребенка, возможно, ответить на какие-то его вопросы. Как правило, такая качественно выполненная техника вызывает очень сильное эмоциональное и исцеляющее воздействие.

Встреча со своим детским «Я»

Когда известен момент психотравмы, которая произошла в детстве, можно попробовать применить данный способ снятия травмирующего воспоминания.

Проведите индукцию и углубление транса, погрузите, как обычно, пациента в приятные воспоминания, позвольте ему искупаться в приятных эмоциях. После этого приступайте к приведенным ниже внушениям.

«Вы можете продолжать представлять себе, что перелистываете страницы семейного фотоальбома. И вот вы уже рассматриваете свои детские фотографии… И рассматривая свои детские фотографии, вы можете все глубже погружаться в воспоминания, воспоминания из детства, представляя, что вы видите себя, маленькую девочку, занимающуюся какой-то любимой игрой… И вы можете наблюдать за жизнью этой девочки, наблюдать за тем, как она ходит, смеется, играет, а вечером ложится спать… И вы можете видеть себя в детском возрасте, наблюдая за своей детской жизнью со стороны, с высоты своего взрослого положения, своего жизненного опыта… И возможно, в какой-то момент, наблюдая со стороны за своей детской жизнью, вы дойдете до того случая, который, как вы мне рассказывали, оказал на вас очень сильное впечатление… И как только вы увидите себя в этой ситуации со стороны, вы подадите мне знак: ваш, указательный палец на правой руке самопроизвольно поднимется, вы же просто отстраненно можете наблюдать за этим. (Дожидаетесь реакции пациента. Если процесс затягивается, можно продолжать уместные внушения, направленные на вызывание такого травмирующего воспоминания. Предположим, что палец пациента уже поднялся, что означает «да».) Хорошо. Вот вы уже видите себя в этой ситуации, видите, как этот ребенок переживает, какие эмоции он испытывает… вы можете обратить внимание на какие-то детали этой сцены: на выражение ваших глаз или их цвет, на завитки волос, на свой голос… Может быть, вам покажется очень важным отметить какой-то запах, с которым связано это воспоминание… Или какие-то звуки, какие-то люди… вы продолжаете наблюдать за этой сценой со стороны. Как только сцена завершится, вы подадите мне знак известным вам способом: ваш, указательный палец на правой руке поднимется… (Палец поднялся.) Хорошо. Теперь вы могли бы представить, что видите себя непосредственно после этих событий: видите выражение своего лица, слезы, видите, как этот ребенок переживает произошедшее… Видите, как остро эта девочка ощущает свое одиночество, душевную боль и обиду. И сейчас вы можете представить себе, что вы подходите к этой девочке ближе и начинаете успокаивать ее.

Ведь с высоты своего возраста, своего жизненного опыта вы, можете очень многому ее научить, поддержать ее, просто успокоить, что-то объяснить. Очень часто взрослые люди, успокаивая плачущих детей, обнимают их, целуют, говорят какие-то утешающие слова… И гладят их по голове, по волосам… ощущая запах этих волос и детского тела… вытирая рукой слезы… И это очень важно для ребенка: ощутить, что его горе может быть разделено с близким человеком, что его принимают и понимают безоговорочно. И дети в объятиях взрослого постепенно успокаиваются, всхлипывания становятся все реже, постепенно девочка успокаивается, расслабляется, расслабляется все больше, испытывая настоящее облегчение. И очень важно, когда взрослые, успокаивая ребенка в такой ситуации, объясняют, что ребенок не виноват в том, что попал в трудную ситуацию, что трудности в жизни случаются, случаются даже трагедии, но жизнь продолжает свое течение, все идет своим чередом. И эмоции становятся со временем все слабее, бледнее, а воспоминания становятся все более блеклыми… Потому что это свойство человеческого мозга: способность забывать. Мы забываем не только незначительные, а иногда даже и значительные события или с трудом можем оживить эмоции, которые испытывали когда-то в прошлом… Вы продолжаете успокаивать девочку, продолжаете успокаивать себя-ребенка, и девочка уже спокойна, расслаблена, возможно, что она испытывает сонливость, ведь в детстве часто так бывает, что, наплакавшись, пережив какие-то очень значимые для себя эмоции, ребенок засыпает… Возможно, вы. видите, что девочка заснула. Теперь вы могли бы погладить на прощанье ее по голове, очень легко, чтобы не разбудить, убрав волосы со лба и поцеловать на прощание. И зная, что она уже крепко и сладко спит, витая где-то далеко, в своих детских снах, и не слышит вас, вы можете сказать ей какие-то важные для вас слова. Может быть, вы хотели бы услышать эти слова, будучи ребенком, вы хотели бы, чтобы их вам сказали… вы бы могли рассказать очень многое. И говоря что-то безмятежно спящей девочке, вы не могли бы отделаться от впечатления, что она и слышит, и не слышит вас, и чему-то сладко улыбается во сне… Может быть, она улыбается вашим словам, или ей что-то снится… А теперь вы можете тихонько удалиться, стараясь не разбудить ее. Пусть она выспится, а когда проснется, то будет чувствовать себя спокойно, по-детски счастливо и радостно. И вы можете вспомнить, как в детстве чувствовали себя счастливо и радостно, ведь очень часто самые радостные и счастливые, безмятежные воспоминания — это воспоминания из детства. И в каждом из нас жив этот ребенок, который умеет радоваться и быть счастливым. Возьмите эти эмоции с собой, искупайтесь в этих эмоциях, постепенно начиная выходить из транса… Взяв себе столько времени, сколько потребуется. Очень спокойно и не очень быстро… И выйдя из транса, почувствуйте себя бодрой, с хорошим настроением и самочувствием».