8 советов по сторителлингу от Курта Воннегута

8 советов по сторителлингу от Курта Воннегута — как быть интересным (перевод с английского)

Известный писатель-фантаст Курт Воннегут делится мыслями и советами о том, как написать роман. Структура у романа, презентации, устной и письменной истории совершенно одинаковые, так что советы полезны и нам.

Если оригинальный текст вам читать лень или неудобно, предлагаю перевод. К каждому совету я сделаю в скобочках комментарий со своей колокольни — вы можете меня и не слушать, я все-таки не великий Воннегут.

  1. Используйте время вашего читателя так, чтобы он ни за что не посчитал его потраченным впустую. (Берите читателя за нутро сразу же и не отпускайте до конца. Ему должно быть интересно и легко читать, иначе он уползет читать ленту Фейсбука или надпись на баллончике с освежителем воздуха. Начните с базовых реакций и мотивов — страха, страсти, какой-то физиологической потребности. Пусть будет интересно, волнительно и понятно. В сторителлинге самое главное — это не информация. а мотивация!)
  2. Дайте читателю хотя бы одного персонажа, за которого он может переживать. (Если отдельного персонажа нет, говорите про себя, почему бы и нет. С эмоциями, деталями, подробностями, жизненно. Люди вообще любят обсуждать других людей и их жизни, случаи, ситуации. Вот и давайте им то, чего они хотят. Любые сложные проекты и концепции объясняйте через чужой личный опыт!)
  3. Любой персонаж должен хотеть чего-нибудь, даже если это будет просто стакан воды. (Сердце и сила любой истории — это конфликт. И выражается он не обязательно в драке между Суперменом и Бетменом. Это может быть столкновение мечты и действительности, борьба с конкурентами, с собственной ленью, борьба между долгом и чувствами. Без конфликта нет цели, нет противоречий, нет борьбы, не интересно, что будет дальше.)
  4. Каждое предложение должно выполнять одну из двух функций: раскрывать характер героя или разворачивать действие романа. (Короче, либо погружайте в атмосферу и переживания героя, либо толкайте действие вперед. Все остальное скучно. Поменьше лирики, вы же не Паустовский. Даже если вы описываете что-то, оно должно быть тесно связано с действием и развитием сюжета. )
  5. Начинайте как можно ближе к концу. (Уберите и сократите отступления от самого главного, от того, что происходит прямо сейчас.)
  6. Будьте садистом. Не важно, насколько мил и невинен ваш персонаж – сделайте так, чтобы с ним случались самые ужасные вещи. Так читатель сможет увидеть, каковы на самом деле ваши персонажи, всю их подноготную. (Если есть конфликт или проблема, выкручивайте ее на полную. Заостряйте до максимума, не сглаживайте углы. Пусть каждый прочувствует, как тяжело было главному герою.)
  7. Пишите историю так, чтобы она понравилась одному человеку. Не надо хотеть понравиться всем – истории от этого погибают.
  8. Дайте вашему читателю как можно больше информации и как можно раньше. К черту саспенс (напряжение)! У читателя/слушателя должно быть столько информации о том, что происходит, где и почему, что он смог бы сам додуматься, чем все кончится, даже если тараканы вдруг сожрут последние несколько страниц.

Кроме того, не забывайте о структуре (ее называют «нарративной»). Она нужна не просто потому что ее придумали писатели, а потому что так работает человеческое внимание. Грубо говоря: «Все было хорошо — перестало быть хорошо — все хуже и хуже — герой находит решение — обретает счастье, все поют аллилуйя.» В конце слушатели эмпатируют и тоже испытывают счастье или волнение.

Любая история или выступление должны вести слушателей эмоционально, а не рассказывать факты. Иначе получится, что вы начали за здравие, а кончили за упокой. Добавьте волнения, эмоций, перепадов, контраста. Ну как сказку, которую детям рассказывают на ночь. Все эти вещи слишком пропечатаны у нас в подкорке, с ним бесполезно бороться.

 

В конце вашей речи, истории, презентации и чего угодно должно быть 2 важных штуки:

— резюме

— призыв к действию

Что вы хотите от людей? Что вы хотите, чтобы они сделали? Почему им это нужно? Ответ на эти вопросы будет ваше value proposition — ценностное предложение. Учтите, что люди могут хотеть одно, а нужно им совсем другое. Они могут не знать, чего же они хотят на самом деле.

Если вам не все равно, посмотрите выступления Стива Джобса, TED или какие-то другие — и обратите внимание, как и что рассказывают участники, как они управляют вниманием и как заканчивают выступление. Без опыта устных выступлений и управления вниманием человека не получится создать интересную устную историю.

Не будьте скучными, зажигайте!